Средневековая арфа
Арфа - один из немногих инструментов, в европейской модификации сохранившийся до нас если уж не в совсем первозданном, то безошибочно узнаваемом виде, несмотря на более тысячи лет документированной истории.
Для начала давайте покончим с одним мифом: арфа и лира это параллельные инструменты, они не происходили друг от друга, но развивались совершенно независимо, со своими техниками. Существовали промежуточные формы, но они носили штучный и утилитарный характер.
Лира: плоский четырехугольный, либо овальный резонатор, с "окошком" для пальцев другой руки, колками по верхней перекладине окошка. Струны пучком крепятся внизу резонатора. Струны параллельно деке.
Сильно упрощая, если руки больше любили побренчать в такт размеренной речи, то в дело вступала лира - rotta, crotta, cruit, crwit, - компактная, с небольшим количеством струн (обычно 5-10) примерно равной длины, удобная в качестве бурдона и небольших по диапазону партий. Техника игры напоминает гусельную: "ненужные" струны глушатся другой рукой при аккорде, так же можно играть мелодические ходы в пределах диапазона и строя.
Арфа: треугольная рама, струны выходят из резонатора и крепятся к колковой раме. Колонна вполняет роль распорки.
Треугольная форма позволяла варьировать натяжения струн в более широком диапазоне (иногда до 25 струн), как следствие, увеличивать и количество, и развязывала, тем самым, музыкантам руки, если те руки больше любили струны виртуозно пощипать или погладить в длинном глиссандо.
Слово "арфа" - harfe, arpa, harpe, harp, arfe, - имеет германское происхождение, однако появляется гораздо позже, нежели изображение инструмента, уже в 13 веке. Изначально инструмент обычно сопровождается словом citara или chitara или cetra.
И на тех, и на других струны из чего только не делали: в основном жильные, но сохранились и упоминания про конский волос и про металл.
Как в гипотезе Кристофера Пейджа об ономатопеическом (звукоподражательном) именовании инструментов и как мы видим, названия звучат довольно изобразительно и соотносимо основным приемам игры на сказанных инструментах.
Разумеется, в ранних источниках полно путаницы, название одного инструмента иногда присваивалось другому. Chitara в других источниках вообще относится к цитоли, а cetra - к псалтериону а в чуть более поздних иной раз вообще к виеле. Знаменитая ирландская ошибка - присваивать название crwit арфе идет от несколько нерадивых, но очень мечтательных исследователях, в 18-19 веках жаждавших прославить "великих бардов древности" и приписать им стремительно отмирающий clairseach (кларсах, арфу с металлическими струнами), дабы как-то сохранить этот инструмент, подав под романтическим соусом. Я допускаю, что на протяжении некоторого времени арфу могли в Ирландии называть круитом по старой привычке, но это, всё же, два разных инструмента.
Тем не менее, арфа и лира прекрасно сосуществовали в одном историческом промежутке, не сильно разделенные территориально. Снова упрощая: к лире более тяготели германские регионы (устоявшееся органологическое название - Allemanic lyre, Германская лира), к арфе - романские и скандинавские. Лира и арфа часто встречаются изображенными вместе на особо ранних миниатюрах пограничных регионов вроде Пикардии, и принадлежали к разряду "высоких инструментов".
Иллюстрация из Утрехтского Псалтиря, 8-9вв.
Еще существовали всевозможные псалтерионы и прочие цитровые - равно вертикальные и горизонтальные, но о них не будет речи в этой саге.
Однако, лира до некоторого времени занимала в иерархии более высокое место. Большинство найденных лир - Троссинген, Саттон Ху и так далее, - богато украшены, некоторые отделаны золотом. Органология относит это явление на счет превалирования мелодекламационного жанра над песенно-музыкальным. Лира как раз и была уделом пресловутых "древних бардов" - рассказчиков, харизматиков, поэтов. Тогда как арфа, будучи инструментом более сложным, являлась атрибутом, собственно, музыкантов. Менее харизматичных и с не такими высокими гонорарами, кротких работяг, по-библейски унаследовавших Землю.
С развитием музыкального жанра, выходом его вперед и последующим изобретением смычка лира меняет конструкцию, в одних регионах отращивает гриф, в других - не отращивает, но сокращает количество струн, и чаще всего переходит в разряд смычковых инструментов. В оригинальном варианте она постепенно отходит на второй, а потом и на третий план, однако, сохраняя свой аристократический статус. В некоторых культурах прототипные лиры по сей день более-менее сохранились в качестве народных инструментов.
Арфа же расширяет диапазон, в остальном оставаясь без изменений до начала 14 века. Виной тому вовсе не многочисленные цари Давиды в библейских миниатюрах, но просто песня так сложилась.
Первые документированные рисованные изображения треугольной арфы относятся к 8-9 векам, в частности иллюстрация в знаменитом Утрехтском Псалтире. Есть еще барельефы в Ирландии и Шотландии, которые исследователи относят к тем же 8-9 векам (а ирландские арфисты - вообще к доисторическим временам, разумеется). Правда в том, что датировка отдельно стоящего на открытом воздухе камня это кошмар археолога, потому остановимся на факте, что такие камни есть.
Арфы на тех камнях представляют собой довольно резкие треугольники с равными толщинами обрамника, что, с известной долей спекуляции, наталкивает на мысль об их скандинавском происхождении. Датировка тоже удачно подходит - 8-9 век, викинги куралесят в Ирландии.
Арфа в Скандинавии была своя, отдельная, с металлическими струнами. Она там до сих пор есть. Вот только резонаторов у нее не один, а минимум два, а то и три: колонна тоже делалась полой, некоторые энтузиасты делали полой и колковую раму. Конструкционно, в этом есть смысл: все части можно сделать одинаковой толщины, инструмент в толщину будет компактным и всё еще очень звучным. Куски одной такой арфы найдены в могильнике в Трондхейме, и датированы примерно веком 11м. Ошметки струн - олово, с примесью серебра.
В принципе, арфы с металлическими струнами исторически встречаются то там, то там на пути следования викингов, но не отходят от него. Но, разумеется, ирландцы никогда и ни за какие коврижки не поверят, что ноги их национального достояния - кларсаха, - торчат из вражьего драккара.
Однако, вернемся к нашим романам. Романская арфа - Romanesque harp, - в 10-13 веке это инструмент коренастенький, с довольно толстыми струнами, крепящимися к резонатору шпильками. Сам резонатор долбленый, с арочной конструкцией деки. Звучит такой инструмент ярко, щелкающе, с коротким сустейном и очень характерным тембром. Он не лишен изящества, однако еще не приобрел летящих болезненно-прекрасных ренессансных форм. В нем нет ни одной детали на клею - всё держится за счет стягивающей силы струн.
С одной стороны, эстетика внешнего вида романской арфы целиком и полностью повторяет архитектуру романского стиля, которую знакомый профессор архитектуры метко описал как "бодренький монументализм". С другой стороны, в 10-13 веках арфа это инструмент преимущественно мужской и преимущественно высокого сословия, либо максимально приближенных к оному, а еще так удачно вошедший в моду у рыцарства, что судьба у нее была, прямо скажем, противоречивой и нелегкой - то с коня уронят, то сарацину голову ею разобьют.
Большинство сохранившихся изображений, где струн не 10 и не 7 (это библейская символическая нумерология, оставим ее), указывает на количество струн где-то между 15 и 23, однако в 12 веке в Пикардии диапазон разрастается до совершенно невероятного: на иконографии по 25-27 струн. Что удивительно, инструменты на миниатюрах часто выписаны очень пропорционально точно, хоть увеличивай и списывай чертеж. Иногда предпоследняя басовая струна выкрашена красным (Например, как на иллюстрации Сент-Этьенской Библии).
Иллюстрация из Сент-Этьенской Библии.
В этом разрешении не очень видно, но после красной струны там еще один колок.
Я предполагаю, что красным обозначался гамут - официально самая низкая нота Средневековья, G (Соль) 98Гц, - и диапазон арфы, получается, был неполных 4 октавы, от нижней Фа (одна нота ниже гамута) до ми третьей октавы. Подобная гипотеза имеет смысл еще и с практической точки зрения: выше ми третьей октавы уводить диапазон особого смысла не имеет, и в северной Франции высоких мужских голосов старше 13 лет практически нет и по сей день, но басов и баритонов множество.
В таком виде романская арфа просуществовала почти до середины 14 века, пока, вслед за эпидемией чумы и развитием полифонии, ей не пришел Ренессанс.
(с) Катерина Кинг, 2015.